Жак Вильнев :... Jacques Villeneuve jv.rodionov.tv

Главная

Новости

Биография

Статистика

Интервью

Статьи

Фотографии

Downloads

Фан клуб

Ссылки

About

ВИДЕО

ИНТЕРВЬЮ, СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ


Рулевое колесо болида Ф1 - электронное произведение искусства.

BAR

Центром болида Формулы Один конечно же является кокпит, место где располагается пилот. Можно сказать что это офис гонщика. Огромное количество оборудования для пилота должно быть втиснуто в небольшое пространство кокпита.

пилот в кокпите

Что нужно пилоту для управления болидом?
Только три педали ('газ', тормоз и сцепление), рулевое колесо и рычаг переключения передач. Но это в далеком прошлом. Теперь нет одной из педалей, да и рычаг переключения передач уже трудно отыскать в современном кокпите. Однако, все это, объединенное в единую систему, распологается на руле, так что пилоту нет необходимости отрывать руки от рулевого колеса, что позволяет ему постоянно следить за трассой.

Эволюция рулевых колес в Формуле Один.

50 60 70
80 90

Обернемся назад.
В 50-ых годах рулевое колесо было не больше чем деревянным кругом на металической основе. В следующие два десятилетия мало что изменилось - может быть только рулевое колесо стало чуть меньше в диаметре. Это требовала новая конструкция болида - уменьшение (сужение) самого кокпита.
Jordan Затем, в 80-ых годах, на руль стали распологать некоторые допольнительные кнопки и переключатели - условия диктовала новая электроника, которую нужно было регулировать и управлять ей. Пилот мог управлять тормозным балансом между передними и задними колесами, концентрацией топливной смеси, а так же параметрами активной подвески, когда она была разрешена правилами. Сейчас рулевое колесо болида представляет собой легкую и крепкую конструкцию из углепластика и алюминия.

рычаги переключения передач Прорыв случился в 1989 году, когда Ferrari представила полу-автоматическую коробку передач. Исчезла необходимость в педали сцепления и рычаге переключения передач. Остались только две педали - 'газ' и тормоз. Отныне, пилоты могли переключать передачи с помощью небольших рычажков, расположенных с обратной стороны рулевого колеса - с одной стороны для повышения передачи, а с другой для понижения. Маленький рычажок сцепления крепиться сразу позади рычагов переключения передач и включается вместе с ними.

Теперь нет педали сцепления, так что многие пилоты по раллийному тормозят левой ногой. В современных болидах гонщикам нет необходимости снимать правую ногу с педали газа, что намного облегчает пилотирование болида F1.

Также отпала необходимость размещать в кокпите болида тахометр, спидометр и другие приборы, показывающие гонщику параметры тех или иных систем. Прямо на руле располагается жидкокристалический дисплей, на который и выводяться все эти показатели. Пилоты прошлых лет и мечтать не могли об этом.

Ferrari Основные параметры, которые можно посмотреть на дисплее это количество оборотов двигателя, передача, скорость, объем топлива в баках, тампература охлаждающей жидкости и даже время прохождения круга, со временем прохождения участков трассы. Для того, чтобы избежать превышения оборотов двигателя, его перегрева или других механических проблем в некоторых командах на дисплей выводятся предупреждающие сообщения. Теперь пилот, связавшись по радио с инженерами, может получить точную и подробную информацию о дальнейших действиях в случае каких-либо неполадок.

Но это всего лишь вершина айсберга. На рулевом колесе есть несколько кнопок и переключателей, с помощью которых пилот в состоянии вывести на дисплей около ста параметров двигателя, тормозной системы или сцепления, а также легко управлять всеми этими параметрами. Например современный пилот в состоянии регулировать параметры двигателя, многие правда только во время питстопа, когда болид стоит на месте. Так же пилоту подвластны параметры коробки передач (передаточные числа), концентрация топливной смеси, чувствительности педали 'газа', и многие другие о которых мы и не догадываемся.

Правила чемпионата предписывают пилотам не превышать определенного значения скорости на питлейн. Именно для этого, команды стали распологать на рулевом колесе специальную кнопку. Заезжая на питстоп, пилот просто нажимает ее и включается лимитатор, который не позволяет превышать определенной скорости. Еще одна кнопка управляет радиосвязью пилота и боксов. При необходимости, гонщик просто включает/выключает радиосвязь.

Несколько подробностей из жизни кнопок на рулевом колесе современного болида Формулы Один:)

Кнопки, расположенные на рулевом колесе имеют разные цвета. В основном у большинства команд одинаковые кнопки имеют один и тот же цвет. Рассмотрим основные кнопки, которые встречаютcя на большинстве рулевых колес.

рулевое колесо Всегда присутствует красная кнопка 'Выключение двигателя' ('Kill Switch'), которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации. Понятно, что данная кнопка должна распологаться на рулевом колесе в легко доступном месте, но в то же время необходимо избежать возможности случайного ее нажатия гонщиком. Известен факт, когда на одном из тестов в начале сезона двигатель на болиде одной из команд вышел из строя, когда гонщик на трассе случайно нажал эту кнопку. Как результат - один испорченый мотор и головная боль механикам.

Еще одна (обычно белового цвета) - это кнопка 'Обратный ход' ('Reverse Engaged'). Пилот нажимает ее перед тем, как соберется ехать задним ходом. Очень важная кнопка, потому что пилот может ненароком понизить передачи и ошибочно включить задний ход.

Еще на рулевом колесе можно встретить кнопки 'Подтверждение заезда на питлейн' ('Pitlane Confirm'), 'Подтверджение дождевой резины' ('Wet Tyres Confirm') и 'Указатель неполадок мотора' ('Engine Problem Marker').
Первые две дублируют радио сообщения - как только пилот решил что необходим заезд в боксы (иногда и не плановый) он нажимает первую. На экране телеметрии в гараже загорается лампочка, которая сигнализирует механикам о намерениях пилота.
Вторая из кнопок, как видно из названия сигнализирует механикам о том, что для смены нужно готовить дождевой комплект резины. Конечно, вы можете сказать, а для чего тогда существует радио связь? Но во первых она не всегда была обратной, а во вторых на некоторых треках, таких как Монако или Хокенхайм есть места, на которых радио связь просто не работает и что бы не говорил пилот, его просто не услышат в боксах команды.
Третья, из представленных выше кнопок - это возможность облегчить жизнь как пилотам так и механикам. Как только, пилот на опредлеленном участке трассы чувствует проблему (например необъяснимую вибрацию или не плавное ускорение, что может быть кстати объяснено неполадкой мотора), он нажимает эту кнопку и все это фиксируется определенными метками на экране телеметрии в боксах. Затем, гонщик и механики могут спокойно обсудить эту проблему и найти правильное, оптимальное решение.

Williams Jordan
Toyota Williams

Другие кнопки располагаются на руле по необходимости или по желанию пилотов. Почти на всех рулевых колесах есть кнопки отвечающие за зажигание, включение заднего противотуманного фонаря, пожарную безопасность и выключение двигателя.

В последнее время на рулевом колесе стали располагать ряд из нескольких маленьких лампочек-индикаторов, которые сигнализируют пилоту о включении или активации определынных режимов или параметров, например таких как включение лимитатора скорости на питлейн или оптимальный режим топливной смеси для старта.

В будущем предполагают размещать на рулевом колесе индикаторы, предупреждающие пилота об опасности на трассе. Предполагается также информировать пилота разными цветовыми индикаторам о флагах, которыми маршалы предупреждают об опасности, например масляное пятно на треке или обгон кругового.

Поговорим немного о способе крепления рулевого колеса.

Ferrari

Согласно правилам, оно должно легко сниматься, для того, чтобы в случае потери гонщиком сознания, не препядствовать медикам в эвакуации пострадавшего пилота.

крепление рулевого колеса

Эта фотография показывает рулевое колесо Михаэля Шумахера. Здесь виден интересный метод, с помощью которого можно регулировать положение рулевого колеса в кокпите по желанию гонщика, в данном случае Михаеля Шумахера в кокпите Ferrari. Видны несколько тонких пластин между рулевым колесом и хабом, куда оно крепиться. Пластины в ширину где-то 3-5 мм и можно насчитать по крайней мере шесть штук. Добавляя или убирая пластины, можно удовлетворить пожелания Михаеля:) в плане удобного расположения рулевого колеса в кокпите.

© Родионов Владимир


Болельщикам


Колонка Жака Вильнева
Jacques Villeneuve

ИНТЕРВЬЮ


Жак Вильнев записал музыкальный альбом.

Жак Вильнев: "Все зависит от того, как вы работаете педалями и рулем".

Марио Тайссен: "В лице Petronas, Intel и Credit Suisse наша команда обрела трех сильных партнеров."

Жак Вильнев: "Моя мотивация совершенно не изменилась..."

Жак Вильнев: "Отношения с машиной - это очень личное..."

СТАТЬИ


Презентация BMW Sauber F1.06

Презентация Sauber C24

Без друга: Джок Клиа и Жак Вильнев. Atlas F1.

АЭРОДИНАМИКА БОЛИДА. 11 вопросов специалисту по аэродинамике BAR Тристану Тиммингсу.

Наркотик конструктора. Джефф Уиллис собственной персоной.

СТОП КАДР

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Год

янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт нояб дек

 


© 2001-2016 Vladimir Rodionov